Пасха Ветхого Завета
Предыстория этого праздника описывается в книге Исход с 3 по 10 главы. Эти главы описывают то, как Господь призвал Моисея вернуться в Египет и вывести оттуда народ Израилев, который находился там в рабстве на протяжении 400 лет.С ожесточенным сердцем фараон отказался отпустить евреев в пустыню для принесения Богу жертвы, как велел Господь.
Исход 5: 1 «После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. 2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. 3 Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.»
Фараон проявив непослушание Богу, Господь наказывает фараона и народ египедский за каждый отказ следовать повелениям Божьим. Десять раз посылая Моисея с требованием отпустить народ и каждый раз получая отказ – Бог наказывал фараона и египедский народ очередным наказанием за неповиновение.
1.Господь превратил всю воду в реках и других источниках в кровь.
2.Господь поразил всю землю египетскую жабами.
3.Господь наслал на Египет мошек.
4.Господь наслал - пёсьих мух (оводами).
5.Господь наслал на Египет моровую язву.
6.Господь наслал воспаление с нарывами на всё живое в Египте.
7.Господь наслал град, который побил людей, животных, деревья.
8.Тогда Господь наслал на Египет саранчу, которая пожрала то, что не побил град.
9.Господь наслал на Египет густую тьму, которая не рассеивалась в течение трёх дней, в то время, как в домах израильтян было светло.
10.Десятой казнью была смерть египетских первенцев.
Ангел Господень прошел мимо домов Израильтян, но поразил семьи египтян: убил всех первенцев от человека до скота. В живых лишь остались первенцы израильтян, которые поверили и послушались указаний, данных Моисею Господом Богом, и закололи пасхального агнца (ягнёнка), а кровью его помазали косяки дверей своих домов. Ночью Ангел Господень прошёл мимо их домов, но поразил дома египтян.
Исход 12:1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: 2 месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. 3 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, 6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. 14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.
Что же такое Пасха?
Русское слово "Пасха" произошло от Арамейского "пасха" и Еврейского "песах", что означает: "пройти мимо"
или "миновать".
Именно это и произошло в ту ночь, когда Ангел Господень миновал дома израильтян, но поразил дома египтян. Так Господь вывел Свой народ из египетского рабства. Посему Он заповедал евреям помнить
этот день во все века и отмечать его, как один из самых главных праздников Ветхого Завета.
Пасха в Новом Завете.
Центром торжества был пасхальный агнец, которого заколали в четырнадцатый день месяца авива. Его пекли
на огне целиком, не сокрушая ни одной кости, а затем съедали с пресным хлебом и горькими травами.
Пресный хлеб напоминал о поспешном выходе из Египта, когда дети Божии забрали свое тесто прежде, чем оно успело вскиснуть. Ничего квасного не должно было находиться в домах в продолжение целой
пасхальной недели. Отсутствие закваски – это символ безгрешности, изображающий христианина, который удерживает свой язык от зла и сердце которого свободно от порока и лукавства.
Горькие травы были воспоминанием о жестоком рабстве в Египте. Так же горьки для каждого человека его грехи, которые затягивают в сеть, мучают совесть и оборачиваются для каждого грешника
печальными последствиями.
Когда убивали агнца, пучок иссопа опускали в кровь и ею мазали перекладины и косяки дверей, а агнца съедали. Это было напоминанием о чудесном освобождении первенцев в Израильских семьях. В одну
ночь ангел-губитель умертвил всех первенцев у высокомерных египтян, которые жестоко угнетали Божий народ и не покорялись Богу. В то же время в домах евреев, где хозяева последовали повелению
Божьему и помазали косяки кровью, все оставались в живых.
Ни для кого из египетских первенцев не было сделано исключение. Погибли все от наследника престола до узника в темнице. Это свидетельствовало о том, сто суд Божий – беспристрастен. Ни высокое
положение, ни богатство и никакая земная слава не скроет никого от справедливого возмездия за грех.
Около двух тысячелетий назад Иисус Христос был предан Своим учеником Иудой и схвачен жестокой толпой
накануне праздника Пасхи. Его соотечественники планировали совершить пасхальный обряд и думали, что тем самым они угодят Богу, а за день до этого, по наущению священников, сурово кричали:
«Распни!», вынося смертный приговор Самому Сыну Божьему. Их служение Всевышнему было лишь формой, и злые, самодовольные сердца не смогли узнать Бога, пришедшего к ним во плоти.
Священники ненавидели Христа за то, что Он обличал их гордость и лицемерие. Каждый, кто не воздал благодарность Христу за все добро, которое Он совершил для них, кто в вопросах совести пошел на поводу у сильных мира сего, в глазах Неба достойны были смерти. Но Сын Божий «пришел взыскать и спасти погибшее» (Луки 19:10). Он сказал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34) и позволил распять Себя вместо грешников. С того момента кровь, пролитая на Голгофе, является спасением для каждого верующего в Христа. Пасха – это освобождение от вечной смерти. Цена его – распятие Сына Божьего.
Иоан.3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в
Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»
Параллель между пасхами Ветхого и Нового Заветов?
Между пасхами Ветхого и Нового Заветов есть много общего. Весьма легко проследить параллельность некоторых событий обоих праздников и заметить, что Пасха Ветхого Завета является прообразом
Пасхи Нового Завета.
Паралель между Пасхой Ветхого и Пасхой Нового Завета заключается в следующем:
ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ПАСХА: |
НОВОЗАВЕТНАЯ ПАСХА: |
Агнец мужеского пола без порока. |
Иисус - Агнец Божий: Иоанна 1:29, Исаия 53 |
Кровь агнца должна была быть |
Мы примирились с Богом через кровь |
Нельзя было сокрушать кости агнца: |
Кости Иисуса не были переломаны: |
Бог вывел евреев из египетского рабства: |
Бог освободил нас от рабства греха и смерти: |
Необходимо было есть пресный хлеб |
Учение Иисуса Христа - суть истина и жизнь. |
Бог доказал евреям, что Он - их Бог, |
Бог доказал нам, что Он - наш Бог, |
Иисус был распят во время ежегодного праздника Пасхи Господней.
Иисус - это наш пасхальный агнец, закланный за грехи всего мира.
Иоанна 1:29 "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".
Иоанна 1:36 "И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец
Божий". Деяния 8:32-35, Исаия 53.
Мы находились в рабстве греха. Господь освободил нас от этого рабства, омыв нас кровью Иисуса, которая есть "Кровь Нового Завета" (1 Коринфянам 11:25).
Исаия 53:5 «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.»
От Матфея 26:28 «… ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»
Плиний Младший о христианах
Плиний Младший, правитель Вифинии в малой Азии, в письме своему другу, императору Траяну около 111 г. между всем прочим писал следующее: "Так как до сих пор мне никогда не приходилось вести дознание против христиан, я не знаю, как поступить... Вот метод, который я принимаю: после двух или трех допросов, сопровождаемых угрозами, я приказываю казнить тех, кто упорствует, объявляя себя христианами... Отрицая, что они были христианами, некоторые воскурили фимиам и совершили возлияние перед статуями богов; есть даже такие, которые проклинают Христа, чего, как говорят, невозможно добиться ни от одного настоящего христианина... Тот или другой обвиняемый утверждали, что лет двадцать, как они перестали быть христианами... Следствие доказало, что они собираются по определенным дням, перед восходом солнца, чтобы вместе петь гимн Христу, как божеству; они обещают клятвенно не совершать преступлений, избегать воровства, разбоя, блуда; наконец, они собираются вечером, чтобы разделить общую и невинную пищу".
Крест в христианстве
Возникновение в христианстве культа креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён императора Нерона, также были казнены таким образом. В частности, как сообщает предание, апостол Пётр пожелал быть распятым головой вниз, считая себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус.[1]
До 4 в. и правления Константина Великого христиане удерживались от изображения креста. [2]
У христианского креста существует немало вариаций. Английское слово «cross» происходит от латинского «crux», означающего «дерево, виселица или другие деревянные орудия казни». Соответствующий глагол «cruciare» означает «пытать, мучать».
В православии наиболее распространена восьмиконечная форма креста с верхней и нижней перекладинами.[4] На древних иконах также встречается изображение семиконечного креста, в котором столб не выходит за верхнюю перекладину.[5]
Кроме того существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоющегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой. Так же на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около нее надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы». Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное распят бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А — «глава Адамова». Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.
Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.
Пример из Библии:
как из предмета сделали идола.
В Библии в книге числа, описан случай, когда народ Израильский, которого Бог вывел из Египта, при странствовании по пустыне начал роптать на Бога. Услышав что говорил народ, Бог послал змей которые жалили народ и из народа умирало множество людей.После раскаяния народа и молитвы Моисея – Бог сказал сделать медного змия и выставить его на знамя, и когда ужаленный взглянет на него – то останется жив.
Числа 21 4…И стал малодушествовать народ на пути, 5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. 6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. 7 И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. 8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. 9 И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
По прошествию многих лет, когда народ Израильский давно пришел в землю которую выделил Бог, и поселился в ней и жил – народ вместо поклонению Богу, поклонялся медному змию. Тоесть предмет вознесли в ранг божества и стали ему поклоняться.И поклонялись на протяжении многихт лет. И лишь царь Езекия разрушил медного змия, что бы народ Израильский поклонялся лишь одному Истинному Богу.
4 Царств 18:3 И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; 4 он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. 5 На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. 6 И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею.