Притча о добром самарянине 2

Усложнение задачи


Таким образом, когда законник, отвечая на вопрос Иисуса о том, что написано в Законе, как наследовать вечную жизнь, изложил ему основополагающие принципы Торы, Иисус подтвердил его понимание: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лук.10:28). Однако же законник не удовлетворился этим ответом: «…желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лук.10:29).

Сделал он это не из ненависти и не из гордости. Ситуация, описанная в данной евангельской истории, довольно типична для еврейских религиозных школ и в настоящее время. От хорошего студента ожидалось не умение зазубривать слова учителя, а проявление аналитического мышления. Именно поэтому учебный процесс представлял собой не лекцию, а полемический обмен вопросами и ответами, который по-арамейски называется «шакла ва-тария» (дай — возьми). По ходу такой полемики вопросы постоянно усложнялись, и умение красиво усложнить вопрос (по-арамейски «сделать кушию»), весьма ценилось.

Законник неплохо разбирался в Законе. Однако, не зная книги Левит, трудно понять, каким образом он пытался усложнить задачу для Иисуса. Исследуя слова «возлюби ближнего, как самого себя», в контексте мы читаем, что заповедь сформулирована следующим образом: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь». Таким образом, получается, что текст Левит 19:18 говорит о «сынах народа». Вот почему у законника и возникает вопрос о том, к кому конкретно эта заповедь относится. Значит ли это, что надо любить только сынов своего народа? Об этом он и ставит вопрос Иисусу, который  отвечает на него притчей-иллюстрацией.

«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лук.10:30-37).

Кто был ближний?

Часто у людей, читающих притчу о добром самарянине и незнакомых с законами Торы, может возникать негативное отношение к священнику и левиту, которые так бессердечно поступили и прошли мимо пострадавшего человека. Однако лежащий без движения человек мог быть и мертвым. А это значит, что, прикоснувшись к трупу, священник стал бы ритуально нечистым. И если для простого иудея, в соответствии с записанным в 19-й главе книги Числа, подобная нечистота будет означать запрет на посещение Храма в течение недели с последующим очищением с помощью пепла рыжей телицы, то для священника ситуация обстоит совершенно по-иному.

Ритуальная чистота — в еврейском религиозном законодательстве — состояние людей или предметов, обусловливающее возможность их участия или использования в храмовом служении и в исполнении связанных с этим заповедей.

Согласно законам о чистоте служащему в Храме священнику или левиту категорически запрещалось вступать в контакт с каким-либо мертвым телом. «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя [прикосновением] к умершему из народа своего» (Лев.21:1). Обычный священник мог похоронить только своих родителей, братьев и сестёр, и детей (Лев.21:2). Первосвященник вообще не мог никого хоронить. А потому прикосновение к мёртвому телу для любого служителя Храма означало полную дисквалификацию. Вот почему священник просто побоялся остановиться и даже осмотреть несчастного.

После того, как левит и священник прошли мимо раненого человека, на дороге появился самарянин. О том, кто такие самаряне, подробно рассказывает 4 Царств 17:24-41: это были язычники из Междуречья (территория современного Ирака), переселенные ассирийскими царями на территорию Израиля, в Самарию, в VIII веке до н. э.

По своей религии самаритяне частично исполняли законы Торы и частично следовали традициям языческих культов, заимствовали из Вавилона. Хотя самаряне и исповедовали некоторые общие с иудеями религиозные идеи, все же они были злейшими врагами иудеев, вернувшихся в Израиль из вавилонского плена. Во время восстановления Иерусалимского Храма своими действиями самаряне чинили всевозможные препятствия Зоровавелю, который руководил строительством, и писали жалобы персидским царям.

Танах связывает происхождение самарян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722-721 гг. до н. э., которое сопровождалось депортацией израильтян, принадлежащих к девяти коленам, проживавших в Северном Израильском царстве, в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место «людей из Вавилона».

Самаряне как нация представляли собой очень специфическую группу. В настоящее время их численность составляет около 200 семей. Проживая в городе Наблусе (бывшем Шхеме), самаряне и сейчас приносят жертвы на Песах в наше время недалеко от развалин бывшего храма на горе Гаризим. У самарян есть свои священники, которые не ведут свое происхождение из рода Левия.

Для того чтобы представить, какими были отношения между самарянами и евреями, можно обратиться к дневнику одного христианского паломника III века н. э. Этот человек описывает свое путешествие вместе с другими паломниками-христианами в Иерусалим на поклонение Богу. Он рассказывает о том, как долгие дни они шли по пустынной дороге. И когда у паломников закончились продовольствие и вода, и они решили купить их по пути.

Увидев издали одно самарянское селение, они направились туда в надежде купить воды и хлеба. Когда паломники были на расстоянии около километра от селения, оттуда вышли люди и стали бросать в них камни, угрожать топорами и ножами. Странники остановились и показали этим людям жестами, что хотят купить хлеб и воду. Но, как ни старались они трясти кошельками, чтобы звенели монеты, жители селения не внимали их мольбам.

Однако паломники не могли двигаться дальше, потому что умирали от голода и жажды. И тогда, взмолившись, они стали просить на коленях жестами, чтобы жители селения принесли хотя бы воду. Один из жителей пошел к колодцу и набрал кувшин воды. Потом подошел к паломникам и потребовал, чтобы они отошли еще на 200 метров назад. Затем он выкопал каблуком ямку в песке и вылил туда воду. Паломникам пришлось пить из этой ямки подобно собакам. Уходя, они слышали слова проклятий и видели, как эти люди заметали за ними следы.

Эта история показывает характер самарян и их отношение к чужакам. Но Иисус, используя в Своей притче раввинистический прием — гиперболу, преднамеренное преувеличение, желает показать, насколько исключителен подобный случай. В современных реалиях израильско-палестинских отношений это сравнимо с тем, как террорист из ХАМАСа мог бы спасти раненого израильского солдата, подобрав его на дороге и принеся его в израильскую больницу, оплатив его содержание и лечение. К сожалению, такое чудо практически невозможно.

Этические уроки притчи

Оценивая поступки священника и левита, мы видим, что для них было важно соблюсти законы Торы относительно ритуальной чистоты. Но Иисус показывает, что необходимо правильно расставлять приоритеты. Он призывает нас задаваться вопросом: «Что важнее: спасти жизнь человека или сохранить свою ритуальную чистоту?».

Безусловно, законы о ритуальной чистоте носили символическую функцию и указывали на абсолютную чистоту и святость истинного Первосвященника, Которым был Иисус. Поэтому, находясь в присутствии Бога в земном Святилище, священник должен был быть всегда ритуально чистым. Земной Храм был прообразом Эдемского сада, и в нем не могло быть признаков смерти. В связи с этим ритуальная чистота указывала на духовную и моральную чистоту рая.

С помощью этой притчи Иисус отвечает на два важных вопроса: кто является «сыном народа», а кто — «ближним». Иисус учит, что слова Торы «не имей злобы на сынов народа твоего» представляют собой более широкое понятие, чем просто представителей «твоего народа». Затрагивая этическую проблему, Иисус желает показать, что понятие «ближний» не ограничивается одной расой или одним народом, а каждый человек, независимо от расы, пола или статуса, делающий нам добро, может быть нашим ближним.

Подытоживая, нужно отметить, что Иисус учит нас, что важнее спасти жизнь человеку, чем сохранить свой статус в обществе, карьеру или возможность участия в религиозных ритуалах. Притча о добром самарянине помогает нам правильно расставлять приоритеты, отдавая преимущество спасению жизни человека перед каким-либо другим важным аспектом.

 

 

Александр Болотников,

Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",

Доктор богословия


Текст взят с сайта: http://boruh.info/khristianstvo/issledovaniya/

Scrivi commento

Commenti: 0
Библия онлайн
Библия онлайн

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Библейский Дискуссионный Клуб




Христианская Церковь "Слово веры" 

Бергамо, Италия.

Церковь"Слово веры" Бергамо, Италия
Церковь"Слово веры" Бергамо, Италия